Вторник, 14.05.2024, 15:21 | RSS

Наш адрес
215850 Смоленская область,
Кардымовский район,
 пос. Кардымово
ул. Школьная, д.9
тел.(факс) (48167) 4-12-80(директор), 4-12-82(секретарь)
e-mail: заполняйте почтовую форму ниже
Меню сайта
Категории раздела
Поздравления [23]
Техприколы [10]
Чего мы тут намудрили
События [55]

Курс Окружающий мир


На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. 
Каждый ученик в процессе образования должен самореализоваться, получить удовольствие от участия в данном процессе, приобрести максимум знаний и убедиться в том, что учёба в школе может приносить радость, быть интересной, а главное полезной. 
Умственные возможности человека не ограничены, уникальны. Современные исследователи пришли к выводу, что активно работают только 3-5% клеток головного мозга. Клетки не загруженные работой, бездействуют, теряют свою активность, значит их постоянно нужно загружать работой.
Помимо того, что я как учитель должна дать детям определённую сумму знаний, сформировать у них соответствующие умения и навыки, мне необходимо обратить внимание на физическое, психическое, интеллектуальное развитие детей.
На мой взгляд, курс «Окружающий мир» (естествознание и история) авторы О.Т.Поглазова и В.Д, Шилин. создаёт наиболее благоприятные условия для индивидуального развития каждого ученика в соответствии с его склонностями и способностями. Он обеспечивает развитие всех познавательных процессов у младших школьников: восприятия, воображения, памяти, мышления. В программу включены знания наиболее актуальные для ребенка этого возраста и обеспечивающие формирование его разнообразных взаимоотношений с окружающим миром: «я и вещи», «я и другие люди», «я и природа», «я и общество», «я и я». Это является предпосылкой успешного воспитания правильного отношения к объектам и результатам труда людей. В программе этого предмета реализуются и другие цели ознакомления с окружающим миром: воспитание гуманизма взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, развитие интереса к общественным явлениям и природе, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего организма. Изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает эрудицию ребенка, развитие его культурного фонда, формирование навыков социального поведения.
 Я убедилась, что дети способны успешно усваивать этот материал, более того у 80% учеников этот предмет стал самым любимым. 
Сегодня дети много знают, они просто «напичканы» информацией, но часто они не имеют представления о месте, в котором живут, его истории культуре. Они рассуждают о глобальных катастрофах, но не знают, какую воду пьют, каким воздухом дышат.
Хочу поделиться своими идеями, которые появились у меня в процессе работы. Идея, правда, не нова – это различные виды проектов и исследований.
 Вот такие исследования проводили мы:
«Самые популярные комнатные цветы в нашей школе и дома» (1 класс). Описать домашние цветы помогли родители, каждый ребёнок нарисовал свой любимый цветок и принёс отросток. Из описаний и рисунков мы составили указатель, затем прошли по кабинетам и сделали вывод: самые популярные цветы – это фиалки, герани и фуксии, а отростки цветов посадили в стаканчики и подарили на празднике последнего звонка выпускникам на память о школе. Во втором классе мы вновь вернулись к этой теме, но теперь мы изучали экзотические растения, пополнили свой указатель цветов, а выращенные растения подарили мама и бабушкам на 8 марта. В 3 классе при изучении темы «Развитие цветковых растений» я предложила детям попробовать вырастить новые сорта гераней. Мы заказали в Москве новые сорта, описали и сфотографировали те сорта, которые уже были в классе. Дети очень тщательно ухаживали за цветами, вели дневник наблюдений. В результате в сентябре наши герани поехали в Смоленск на осеннюю ярмарку. На данный момент у нас в классе 15 сортов гераней. Так из небольшой игры – исследования получился долгосрочный проект, позволяющий детям проявить себя и увидеть результаты своей деятельности. Ведь очень часто дети задают вопрос: «Зачем это нужно?». Поэтому, начиная любой проект, прежде всего я пытаюсь найти ответ на этот вопрос, а затем предлагаю поучаствовать в этом детям. Успешность выбранного проекта зависит от многих показателей: 
Проект может выполняться индивидуально или группой. Наилучшего результата, на мой взгляд, добиваются групповые проекты, комплексные коллективные работы, направленные на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.
Анализируя опыт своей работы над проектами, я убедилась, что результат зависит от того, насколько сплочена команда, насколько данная деятельность находит понимание у родителей. Ведь в младшем школьном возрасте еще рано вести речь о самостоятельном проектировании, так как это очень сложный вид деятельности, а младшие школьники находятся пока только на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами. Поэтому в период начального обучения можно говорить лишь о проектах, реализуемых с большой долей участия родителей и учителя. 
Курс «Окружающего мира» настолько разнообразен, что тем для проектов - исследований можно найти множество. Авторы учебника предлагают различные идеи на выбор, ведь никто не ограничивает нас рамками учебника. Примером таких, замечательных идей может послужить с.57 в тетради для 4 класса, задание 22 «Напиши о родном крае» и далее перечень тем:
Какие примечательные здания, исторические памятники имеются в городе (селе)?
Чем был славен город в старину? (Народные промыслы)
Какие замечательные люди родились или жили в твоём городе? Чем они знамениты? И т.д.
Конечно, можно просто ответить на эти вопросы кратко, но ведь можно собрать много интересной информации и передать её в школьный или районный музей, опубликовать в газете. Такие исследования предполагают комплексное краеведенье и обращены к прошлому ради будущего. Я считаю, что в первую очередь мы должны знать дом, в котором живём. Хочу привести ещё один пример долгосрочного проекта, рассчитанного на 4 года. Я назвала его «Путешествие с Капелькой из класса в класс».
  «Откуда берётся вода в кране?» -1класс.
  «Колодец, колодец дай воды напиться» 2класс
  «Кто-кто в озере живёт?» 3 класс
  «Вдоль да по речке» 4 класс.
. При работе, если позволяет тема, я стараюсь «вывести» детей на ещё более близкий, понятный им материал (история, природа района, посёлка, наше окружение). Приведу ещё несколько наиболее удачных, на мой взгляд, тем для исследовательских проектов:
  «Как влияет плохая погода на настроение и успеваемость»;(дети не очень охотно вели календарь погоды, тогда я предложила им данное исследование. В классе появился «Календарь настроения» и в течении месяца дети отмечали погоду в тетради и своё настроение. Затем мы сравнили календарь погоды, календарь настроения и классный журнал.)
  «Курение и успеваемость»; (Органы дыхания)
  «Почему люди оказываются в доме престарелых?»; (Уклад жизни на Руси)
  «Сколько денег я трачу на жвачки и чипсы и как это влияет на бюджет моей семьи?» (Как появились на Руси деньги»)
Проекты, рассчитанные на 4 года:
  «Моя семья – мои истоки»
  «Мой дом, моя улица, мой посёлок»
  «Здесь на Днепровских кручах…»
Мы вместе с учениками и их родителями осваиваем новую программу, ходим в походы и на экскурсии, проводим праздники, участвуем в различных конкурсах и проектах. Вся эта деятельность преследует цель не только обучить, но и сплотить детей, развить их активность, творческие способности.
Данная система работы позволила достичь определённых результатов.
Уровень обученности -86,4%, качество знаний -90,5%
За 4 года мы совершили экскурсии по родному краю, собрали большой фото материал, провели «Устные журналы» для ребят из детского сада и первоклассников, часть собранного материала передали в школьный музей. Участвовали в школьных, районных и областных акциях и конкурсах. Заняли 2 место в районной акции «Свалка по имени Земля», 3 место на областной выставке детского творчества «Природа и фантазия», ученики моего класса имеют благодарности за участие в областных конкурсах: «Встреча с подвигом», «Имя героя помним», «Память сердца», «О тебе моя Россия».
Я считаю, что в ходе обучения по данному курсу изменился уровень интеллектуальной деятельности моих учеников, произошло эмоциональное развитие учащихся, увеличился познавательный интерес, усваиваются понятия о социальных нормах отношений, формируются элементы гражданско-патриотического сознания.
Китайская мудрость гласит: «Если не получаешь желаемого, измени свои действия». Я постаралась следовать этой пословице и своё «Желаемое» получила – это мои нынешние ученики.

Поиск
Случайное фото
Статистика